Воскресенье, 17.12.2017, 22:31
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » 2016 » Август » 1 » Статья в сетевом издании "Слово учителю"
10:36
Статья в сетевом издании "Слово учителю"

Сетевое издание "Слово учителю"

«Слово учителю» (slovo.mosmetod.ru– сетевое издание Городского методического центра Департамента образования города Москвы.
 Электронное СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57282 от 12 марта 2014 г.

25 марта 2016  Ссылка на статью

Брыгина Ю.Н. Эффективные пути социализации младших школьников

 
Брыгина Юлия Николаевна,
заместитель директора по УВР
ГБОУ г. Москвы «Академическая гимназия № 1534»,

 

Жизнь – это постоянное решение задач все более повышенного уровня сложности [3].

И.И. Калина

В последние годы многие педагоги и психологи задаются вопросом, как в рамках огромного мегаполиса взрастить человека самостоятельного, способного принимать оптимальные, рациональные, правильные решения, не боящегося сложных жизненных ситуаций, умеющего взаимодействовать с окружающим миром и людьми.

Известно, что жизнь в большом городе вынуждает родителей и учителей непомерно опекать детей, чтобы обеспечить их максимальную безопасность. В результате, при переходе к жизни самостоятельной, воспитанники слабо ориентируются в окружающем мире, не умеют принимать решения и выходить достойно из проблемных ситуаций. Таким образом, перед школой ставится актуальная в современном мире задача – вырастить человека самостоятельным, уверенным в своих силах, способным принимать правильные и взвешенные решения в любых жизненных ситуациях, владеющим навыками взаимодействия с другими людьми.

В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования осуществляется:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

– любящий свой народ, свой край и свою Родину;

– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Исходя из этого, нами создана модель выпускника гимназии № 1534, к которой мы стремимся.

Модель выпускника начальной школы ГБОУ «Академическая гимназия № 1534»

Рисунок 1. Модель выпускника начальной школы ГБОУ «Академическая гимназия № 1534»

В нашей гимназии № 1534 уделяется большое внимание вопросам социализации младших школьников. Работа в этом направлении ведется систематически и охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.

Из опыта работы нам известно, насколько волнителен для родителей и детей переход из дошкольного образования в школу. Поэтому, традиционно в марте месяце мы проводим  «Неделю будущего первоклассника».

Учителя и обучающиеся начальной школы готовят:

– открытые уроки;

–  классные часы;

– литературные вечера;

– спектакли;

– мюзиклы;

– экскурсии в школьный музей «Память сердца».

На все мероприятия приглашаются будущие первоклассники с родителями.

Цель. «Недели будущего первоклассника» – возможность познакомиться с гимназией, окунуться в гимназическую жизнь и почувствовать особенную атмосферу начальной школы.

Подготовка к «Неделе будущего первоклассника» начинается с начала учебного года. Каждый учитель задумывается над тем, какое интересное мероприятие лучше подготовить и показать нашим гостям, чтобы каждый родитель захотел привести своих любознательных мальчиков и девочек к нам в гимназию с 1 сентября следующего года. Когда идея созрела, и каждый определился с мероприятием, его темой и формой проведения, то мы собираем информацию и создаем рекламный буклет – приглашение для будущих первоклассников и их родителей.

Мы делаем буклет ярким, красочным, содержательным и полезным. Он должен быть интересен дошколёнку и информативен для родителей. Для взрослых мы включаем сведения об администрации гимназии, адреса, телефоны, графики работы специалистов для личных встреч. Далее публикуем подробный план запланированных мероприятий и указываем тему, время, место проведения и возможности посещения. Для дошколят – «Советы будущим первоклассникам» и красочные, со счастливыми лицами фотографии гимназистов (Приложение 1. Буклет «Неделя будущего первоклассника»).

За месяц до планируемых мероприятий мы начинаем распространять рекламные буклеты в детских садах, в группах развития детей дошкольного возраста, кладем для гостей на первом этаже гимназии.

Наступает назначенная дата и начальная школа распахивает свои двери для всех желающих. Наши мероприятия простроены таким образом, чтобы включить будущих первоклассников в совместную деятельность с нынешними учениками. Мы гордимся своей работой тогда, когда дошколята не хотят уходить из нашей гостеприимной гимназии (Приложение 2. Обзор «Недели будущего первоклассника»).

В августе классные руководители вновь сформированных первых классов пишут письма своим дошколятам. Каждое письмо именное и адресовано конкретному ребенку. В этих письмах учителя знакомятся со своими будущими учениками, описывают, какой у них будет кабинет, праздник «День знаний». Такие письма показывают детям, что в школе их искренне рады видеть и очень ждут. Данный прием заимствован из педагогической технологии гуманно-личностной педагогики академика РАН Ш.А. Амонашвили.

С 1 сентября традиционно в гимназии стартует авторская программа Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь».

Цель данного курса – помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». «Введение в школьную жизнь» – посвящение в новый возраст, в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим с собой. Этот адаптационный курс помогает учителю в сплочении классного коллектива, коллектива родителей, а также начинает работу по формированию самооценки младшего школьника.

Большую социальную значимость имеют уроки по предмету «Окружающий мир». В рамках программы школьники изучают правила дорожного движения, правила поведения в школе, на улице, в метро. Ребята узнают, какие опасности их могут подстерегать в повседневной жизни. Учителя гимназии активно используют в своей работе метод реальных ситуаций. На своих уроках они разыгрывают с детьми сценки, в основу которых берутся случаи из жизни. Ребята решают поставленную задачу и находят выходы из сложившихся ситуаций.

В нашей гимназии широко развито социальное партнерство. Частыми гостями в гимназии бывают сотрудники ГИБДД, пожарной службы, МЧС, медицинские работники. Они проводят с младшими школьниками практические и лекционные занятия по обеспечению безопасной жизнедеятельности, а также знакомят ребят с особенностями своих профессий.

С введением ФГОС НОО каждый урок в начальной школе проводится в концепции системно-деятельностного подхода. Обучающиеся получают не готовые знания, а «открывают» их под руководством учителя. Ребята учатся добывать, систематизировать, обобщать информацию и в результате получать новую, формировать универсальные учебные действия. Как отмечал английский философ и социолог Герберт Спенсер, «Великая цель образования – это не знания, а действия».

Особое внимание в начальной школе уделяется проектной деятельности. Именно эта деятельность помогает младшим школьникам увидеть область применения в повседневной жизни тех знаний, которые они получают в гимназии. Ребята, под руководством учителя, определяют интересную для себя тему. Выдвигают гипотезу. Собирают, систематизируют информацию. Проводят анкетирование, интервьюирование, практические опыты, наблюдения. Делают выводы. Проектные работы презентуются в классе, а затем на традиционном школьном туре конкурса проектно-исследовательских работ «Ярмарка идей на Юго-Западе». На школьную ярмарку приглашаются обучающиеся всех классов, родители, учителя. Представление результата своего труда перед аудиторией учит ребят отстаивать свое мнение, прививает умение выступать перед публикой, повышает самооценку ученика. Лучшие работы, по мнению взрослого и детского жюри, выдвигаются на окружной этап конкурса. В течение многих лет наши ученики получают призовые места и высокую оценку выполненных проектно-исследовательских работ экспертами конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе».

Доброй и заслуживающей внимания традицией в нашей гимназии стало проведение родительских уроков. К нам в классы приходят мама и папы, бабушки и дедушки наших учеников. Они проводят мастер-классы и просветительские уроки. Тематика таких уроков разнообразна: профессии, увлечения, знаменательные даты, путешествия. В 2014–2015 учебном году проведены уроки: «Пейзаж за окном», «Квиллинг. Ангелочек», «Квиллинг. Елочка», «Декупаж снежинок», «Конкурс снежинок», «Плетение из ниток. Козочка», «Вотчина деда Мороза», «Скворцы летят». Такие уроки не только всесторонне развивают наших учеников, но и позволяют строить образовательный процесс в содружестве с мамами и папами, бабушками и дедушками. Родительские уроки помогают учителям и родителям смотреть на ребенка в вопросах обучения и воспитания не с разных сторон, а в одном направлении.

Важным элементом успешной социализации наших учеников считаем экскурсионную программу «Я шагаю по Москве», которая реализуется в гимназии многие годы. Москва – это огромный образовательный ресурс. Учителя гимназии активно используют образовательные ресурсы библиотек, музеев, театров, исторических памятников, предприятий города Москвы и Подмосковья. Как гласит народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Дети, в свою очередь, образовываются, расширяют свой кругозор, а также учатся взаимодействовать с окружающим миром. Экскурсия реализует в себе все направления внеурочной деятельности:

– духовно-нравственное;

– спортивно-оздоровительное;

– общеинтеллектуальное;

– общекультурное;

– социальное.

Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность.

В течение многих лет учителями нашей гимназии накапливался содержательный опыт экскурсионной деятельности, выделялись наиболее значимые, интересные и плодотворные экскурсии, соответствующие определенному возрасту младших школьников.

В организации  каждой  экскурсии можно выделить три этапа:

– подготовительный период;

– проведение самой экскурсии;

– после экскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.

Подготовительный этап – это сбор и отработка материала через уроки внеклассного чтения, окружающего мира, литературы; организация выставок рисунков, макетов, различных поделок; выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет; проведение мастер-классов; детские сообщения.

После, экскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, своих стихов и сочинений, подключаются родители – выпускают свои фото и видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.

Благодатным местом размещения отзывов, репортажей, фотографий об экскурсиях является гимназический сайт. Здесь впечатления наших путешественников может увидеть любой желающий.

Таким образом, из опыта работы, учителями школы были спланированы экскурсии и путешествия по годам обучения.

Существенную роль в социализации младших школьников играет воспитательная работа, которая проводится в гимназии. Совместная подготовка и проведение праздников ребятами разных возрастов учат наших учеников взаимодействию  младших и старших. Старшеклассники проводят для учеников начальной школы экскурсии в школьный музей «Память сердца», мастер-классы по изобразительному искусству. Дежурные классы оказывают малышам шефскую помощь в бытовых вопросах: помогают повесить одежду в раздевалку, застегнуть пуговицу, если не получается, решить любой вопрос, возникающий у младших в стенах гимназии. Мы живем одной жизнью: старшие и младшие, учителя и ученики. Мы все – огромная семья.

В данной статье нами отмечены лишь некоторые приемы, которые помогают нам взрастить из младших школьников социально адаптированную личность, готовую к следующему уровню образования. Учителя основного общего образования и психологи гимназии отмечают в выпускниках начальной школы умение вести беседу, задавать вопросы, отстаивать свое мнение. Наши ученики не боятся публичных выступлений, активны, достаточно самостоятельны, хорошо взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, способны самостоятельно определять стратегию поведения в различных жизненных ситуациях.

Подводя итоги, следует отметить, что успешная социализация наших детей в окружающем мире и обществе складывается из мелочей повседневной жизни. Поэтому самый эффективный путь к успешной социализации младших школьников – это неравнодушные, небезразличные и любящие люди. Мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя – профессионалы, которые не навяжут, а поделятся своим опытом, а младший школьник, находясь рядом, будет учиться жить в мире достойным человеком.

«Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли ее и воспитывались» (Ш.А. Амонашвили).

Приложения доступны для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. М.: Амрита, 2010.
2. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. М.: Амрита, 2010.
3. Калина И.И. Жизнь – это постоянное решение задач все более повышенного уровня сложности // Учительская газета. Москва. 2012. 10 января (№ 2).
4. Поливанова К.Н., Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни.М.: Вита-Пресс, 2012.
Просмотров: 140 | Добавил: winter2011 | Рейтинг: 5.0/1