Вторник, 23.10.2018, 12:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость


«УГ Москва», №48-49 от 2 декабря 2014 года
Нелегкая задача, которую обязательно нужно решить

Создание системы работы или модели организации учебного процесса для повышения качества математического образования, позволяющей обеспечить качественную подготовку обучающихся к ЕГЭ, - это непростая задача.    
Елена Захарова
Модель должна обеспечивать:
- организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по математике;
- разработку комплекса эффективных мер и механизмов подготовки к экзамену;
- содержание и объем программного материала;
- эффективные формы работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике;
- методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для управления качеством знаний;
- комплекс мер по повышению эффективности систематизации знаний;
- своевременной информацией учащихся, их родителей и учителей.
Чтобы создать модель, мы выделили несколько организационных этапов:
    создание модели учебного процесса для повышения качества математического образования;
    информационная работа;
    контроль над ходом выполнения поставленных задач;
    формирование предметной готовности;
    формирование психологической готовности.
Создание модели учебного процесса для повышения качества математического образования
На этом этапе мы создали команду для реализации модели, разработали локальные нормативные акты (в том числе схемы анализа урока с позиции компетентностного подхода), предусмотрели проведение 2-3 раза в год мониторингов диагностического характера с обобщением позитивного опыта и оперативным выявлением проблем, достоинств и недостатков в деятельности по повышению качества математического образования. Важным было повышение квалификации педагогических и руководящих работников, планирование и подготовка мастер-классов, активный поиск и использование лучших материалов в области технологий и содержания образования, использование дистанционного образования и сетевого обучения.
Информационная работа 
с родителями
На этом этапе нам потребовалось изучение нормативно-правовых документов ОГЭ и ЕГЭ, проведение занятий по тренировке заполнения бланков, информирование родителей о правилах проведения ЕГЭ и ОГЭ, их индивидуальное консультирование.
Контроль над ходом выполнения поставленных задач
Контроль в нашем понимании - это не только контроль качества усвоения материала, а и целые технологии и методики. Нам потребовалась предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала, деятельность учащихся по освоению и закреплению учебного материала, выбор приемов и методов дополнительной работы с группой или отдельными учащимися. 
Что касается диагностики причин отставания учащихся, то были созданы тесты по математике для отдельных классов. Диагностические средства включают набор заданий, по результатам выполнения или невыполнения которых однозначно можно сделать вывод об имеющихся пробелах в знаниях учащихся. Определение причин отставания, естественно, предполагает дальнейшую работу по его ликвидации и, следовательно, убеждает в необходимости использования следующего компонента. Тут чрезвычайно важен выбор методики, снимающей пробелы в знаниях и опыте у учащихся всего класса. Эта группа близка к методикам организации деятельности учащихся всего класса, однако имеет специфику, в силу которой вариантов объяснения при работе с пробелами может быть значительно больше. Ведь если в результате диагностики причин учитель выявил темы, которые учащиеся класса изучали ранее (например, год назад) и не усвоили, то теперь после прохождения множества новых тем повторное объяснение материала годичной давности можно строить с учетом других тем, изученных позднее. Главное, чтобы объяснение строилось на темах, хорошо усвоенных учащимися.
Формирование предметной готовности
Мы взяли два блока - урок и внеурочная деятельность (предметные недели по математике, проекты, кружки, спецкурсы, профильные физико-математические классы с делением на подгруппы на уровне основного и среднего общего образования), определили, что же нового должны привнести.
Новизна в методах обучения и воспитания состоит в том, что учитель:
    переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора учебной деятельности обучающихся;
    мотивирует учебную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации и добивается интереса к предмету;
    организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
    использует коллективные способы обучения;
    организует помощь в деятельности ученика;
    создает ситуацию успеха;
    выстраивает гуманную систему взаимоотношений;
    организует самоанализ деятельности ученика;
    формирует у школьников исследовательскую компетентность;
    организует исследовательскую деятельность на уроках математики.
Таким образом, перед учителем стоят все те же задачи, что и при введении ФГОС нового поколения. Наша школа работает в пилотном режиме вот уже 7 лет, то есть по новым ФГОС занимаются дети с 1-го по 7-й класс, в этом году 10-е классы начали учиться по новому стандарту (четыре школы в комплексе: в двух ФГОС с 1-го по 7-й класс, в двух - с 1-го по 5-й класс и во всех 10-х классах). В связи с этим для учителей математики проведена серия семинаров, мастер-классов, направленных на презентацию методов и приемов организации исследовательской деятельности на уроках математики, все учителя прошли курсы повышения квалификации по новым ФГОС.
В методике преподавания математики при подготовке к сдаче государственного экзамена мы создали кодификатор для составления контрольных работ в 5, 7-х классах, открытый банк заданий в тестовой форме, который ежегодно пополняется. При составлении заданий мы учитываем те проблемы, которые возникли при итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. В этом году мы решили усилить блок геометрии, ввести такие же контрольные работы в тестовой форме в 6-х и 8-х классах. Такие контрольные работы мы проводим в апреле, для того чтобы у учителя оставалось время на исправление возникших проблем. 
Кроме того, мы используем модульное обучение, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками - модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности. Уровневая индивидуализация и дифференциация учебной и обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика. Модельное обучение делает возможным формирование навыков самообразования учащихся, что крайне важно в современных условиях, умения осознанного целеполагания, навыков сотрудничества, взаимоконтроля и самоконтроля.
Чем же хороши модульные уроки? Это новая ступень к развитию самостоятельности учащихся, такие уроки помогают детям усваивать предложенный способ обработки новой учебной информации, позволяют получить результат, соответствующий эталону, сформировать у учащихся умение планировать свою деятельность, более осознанно ориентироваться в учебном материале, совершенствуют навыки самостоятельной работы не только на этапе усвоения новых знаний, но и на этапе их применения, обобщения и систематизации, дают возможность осуществить индивидуальный подход с учетом субъективного опыта ученика, уровня его обученности и обучаемости. Например, тему урока можно разделить на восемь модулей, но это не будет восемь уроков, так как модуль может содержать несколько уроков. Наконец, модульные уроки эффективны не только как средство формирования знаний, умений, навыков, но и как средство обучения учащихся способам умственных действий и диагностики уровня овладения ими.
Как один из способов повышения качества математического образования мы используем алгоритмические методы при обучении математике. Эти методы дают существенный положительный результат, позволяют организовать учебную деятельность и вести качественное обучение учащихся, имеющих разный уровень математической подготовки.
 Во-первых, разработана методика обобщающего повторения школьного курса математики, основывающаяся на активном использовании в процессе обучения математике алгоритмов и моделей задач, ориентированная на повышение качества математического образования. Систематическое использование алгоритмов решения задач, их конструирование и совершенствование развивает навыки моделирования решений задач, готовит к овладению информационными технологиями. Добиться этого можно поддержанием алгоритмического характера самой учебной деятельности. Необходимо соответствующим образом организовать предъявление учащимся учебного материала и требований по обратной связи. Используя существующие учебные средства, наши учителя имеют запас готовых алгоритмов по различным темам школьного курса математики, отдельным темам, разделам или всему курсу математики в целом. Этому также посвящен спецкурс по подготовке к ОГЭ, предназначенный в первую очередь для тех учащихся, будущая профессиональная деятельность которых потребует высокой математической подготовки.
Во-вторых, разработаны или усовершенствованы модели и алгоритмы решений задач по темам «Прогрессии», «Неравенства», «Построение графиков функций». К перспективной работе мы относим разработку содержания школьного курса математики, содержащего в себе элементы информатики (в частности, элементы алгоритмизации и моделирования), дальнейшую работу по уточнению и совершенствованию алгоритмов и моделей курса математики средней школы для повышения математической подготовки учащихся на этой основе.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно, их можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной. Хорошо вписывается в модульную систему обучения вся совокупность методов, приемов и форм организации учебной деятельности учащихся, работа индивидуальная, в парах, в группах. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств приобретаемых знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.
В качестве модуля, как правило, выступает тема учебника, отдельные ее части (необязательно по параграфам учебника). Учащиеся имеют пакет методических материалов (рабочие тетради по математике, сборники дидактических материалов, распечатки инструкций, заданий, отдельных конспектов), кроме традиционных рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ, имеют тетради для самостоятельных работ, тетради для конспектов.
Работу по повышению качества математического образования мы проводим и через решение олимпиадных задач, и через организацию школьного этапа олимпиад по математике, где используем открытый банк олимпиадных заданий, требующих нестандартного подхода в поиске решений. Ребята решают задачи повышенной сложности и имеющие прикладной характер, овладевают различными способами решения задач. Это дает возможность поработать с детьми с высокой мотивацией к изучению математики. Ведение «Тематических тетрадей» мы используем в соответствии с «Кодификатором элементов содержания по математике». Таким образом, у одиннадцатиклассников есть полный комплекс материалов по основным темам программы. Такой прием позволяет иметь всю информацию в одном месте и дает возможность быстро находить нужный раздел. При проведении уроков обобщающего повторения и практикума по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ «Тематические тетради» стали незаменимыми помощниками, ученики быстро и правильно определяют тематику заданий КИМов, верно выбирают способ действий.
Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике. Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме онлайн. Наши учащиеся стали постоянными участниками этого проекта (предложенная система позволяет каждому из них выполнять задания в необходимом количестве и в доступном для него темпе, независимо от объема работы и скорости ее выполнения остальными), где размещены демоверсии ЕГЭ прошлых лет, материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике, варианты выпускных экзаменов по математике прошлых лет с ответами и решениями. Учащиеся 11-го класса могут скачать любые учебные пособия для подготовки к ЕГЭ.
Психологическая подготовка к ЕГЭ
Уже завтра надо прекратить пугать учеников предстоящим ЕГЭ и начать формировать у них твердое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл: время для подготовки еще не потеряно. Конечно, не следует перегибать палку и внушать школьникам, что ЕГЭ - это легко и просто, но не нужно и внушать им мысль о полной безнадежности. Начните с вопроса: «Что каждый из вас хочет получить на ЕГЭ?». Таким образом, сразу определится планируемый результат обучения, важно, чтобы школьник сам честно сформулировал его для себя. Этот разговор дает возможность учитывать актуальный потолок обучаемого, но это не значит, что его следует занижать или считать, что этот потолок неизменен, что, однажды наметив его, следует на него постоянно ориентироваться.

Елена ЗАХАРОВА, директор школы №1324